Китайский иероглиф «ян» имеет разные значения – «ухаживать», «беречь», «набираться сил». Иероглиф «шэн» можно встретить в словах «жизнь», «существование», «рост». Термин «Яншэн» можно перевести как «искусство пестования жизни», «заботу о жизни для достижения долголетия».
У термина «Яншэн» есть и синонимы – «беречь жизнь», «дао жизни», «саморазвитие», «здравоохранение», «сохранение жизни», «продление жизни» — но все они сводятся к одному значению: следование естественному образу жизни, в основе которого – научные знания о жизни.
Термин «Беречь жизнь» впервые можно обнаружить у Лао Цзы, родоначальника даосизма – «беречь также значит вскармливать». Что же касается термина «Яншэн», то впервые он упоминается в первой части трактата Чжуан Цзы.
Наши предки прекрасно разбирались в процессах, происходящих в организме. Они понимали, как устроена человеческая психика и разбирались в болезнях – как возникают, развиваются и изменяются различные заболевания. Поэтому постоянно совершенствовали методы укрепления здоровья и профилактики, создав, в итоге, систему укрепления и поддержания здоровья, включающую в себя и стройную теорию, и эффективную практику.
В «Трактате Жёлтого императора о внутреннем» об этом сказано следующим образом: «В глубокой древности люди знали истинный путь, руководствовались Инь и Ян, находили гармонию в искусстве и вычислениях, а ритм приема пищи и питья был упорядочен, движение и покой чередовались. Люди выполняли свою работу без глупости и суеты. В результате тело и дух пребывали в гармонии, а люди жили здоровой жизнью все годы, отпущенные им природой, достигали столетнего возраста, и лишь тогда покидали мир. В нынешние времена дела людские обстоят не так, как раньше. Вино пьют вместо молока, суета стала постоянной. В пьяном виде вступают в любовные связи, а желания истощают запас семени – цзин. В результате растрачивается истинное устремление. Люди, не обладая знанием, стремятся к наполнению и удержанию; не сообразуясь со временем, расходуют дух — шэнъ. Делами ускоряют движения сердца, нарушают законы радостной гармонии жизни. Движение и покой у людей не связаны с истинным ритмом, потому-то к 50 годам люди уже больны».
В «Трактате Жёлтого императора о внутреннем, вопросы о простейшем. О простоте, унаследованной от древности» автор рассуждает, как в полной мере получить эффект от практики и теории «Яншэн». Главное внимание уделяется разумному образу жизни, потому что именно он имеет ключевое значение для предотвращения болезней и укрепления здоровья.
С давних времён человечество обращало особое внимание на важность профилактики. Например, в «Трактате Жёлтого императора о внутреннем, вопросы о простейшем. О регуляции духа в каждый из четырех сезонов года» сказано: «Совершенно мудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит организм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет. Об этом и говорится выше. Если же принимаешь лекарства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды; похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры».
Здесь подчёркивается, что «искусный врач лечит, когда болезни еще нет». То есть, лучший доктор — это тот, который лечит «болезнь» до того, как она проявит себя.
В основе «Яншен» лежит концепция умеренности и гармонии. Цель «Яншен» – не допустить вреда организму.
В книге «Вёсны и осени господина Люя» автор пишет: «Знающий не должен вредить жизни, а должен следовать пути яншен».
У Чжуан Цзы в истории «Повар разделывает коровью тушу» читаем следующее: «Вот почему даже спустя девятнадцать лет мой нож выглядит так, словно он только что сошел с точильного камня».
А вот мнение Лао Цзы на этот счет: «Тот, кто бережет жизнь, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву не боится вооруженных солдат».
В этих отрывках, авторы, порой завуалировано, но дают нам понять, что, следуя пути «Яншен» мы, в первую очередь избегаем вреда для своего здоровья.
Искатель бессмертия Гэ Хун из эпохи Цзинь писал об этом прямо: «Основа Яншен – не допустить вреда».
Таким образом, можно сказать, что «Яншен» — это искусство поддержания и укрепления здоровья при помощи методов профилактики и разумного образа жизни, конечной целью которого является долголетие.
«Яншен» включает в себя все аспекты человеческой жизни – физиологические и психологические процессы, образ жизни, гигиену и режим питания, половую жизнь и специальные упражнения. Упражнения занимают особое место в структуре «Яншен».
Чжуан Цзы писал: «Осознанное управление ци приводит к гармонии, растягивание тела — делает его мягким».
А вот что писал Чэнь Шоу, китайский историк времен Троецарствия и династии Цзинь: «Вращения помогают лучше усваивать пищу, прочищают каналы, помогают движению крови, не дают родиться болезни. От физического труда тело становится здоровее».
В основе практики «Яншен» – научные знания и выполнение базовых упражнений, которые помогают тренировать не только тело, но и дух, чтобы прийти к состоянию, которое описывает Чжуан Цзы в произведении «История о поваре, разделывающем коровью тушу»: «Ваш слуга любит Путь, а он выше обыкновенного мастерства», «Теперь я не смотрю глазами, а полагаюсь на осязание духа, я перестал воспринимать органами чувств и даю претвориться во мне духовному желанию». «Жить в соответствии с законами природы» — вот конечная цель практики «Яншен».
Чтобы добиться этой цели нам необходимо иметь в своем распоряжении полный набор простых в изучении, легких в выполнении и эффективных методов тренировки. И, в результате, благодаря регулярной практике, мы можем перейти на самый высокий уровень, когда «Душа становится цельной, жизненные силы прочны, а сердце избавляется от пороков и постигает мир».
Подробнее в книге Ху Сяофэя и Чжана Гуандэ: «Яншен Чжуцзигун. Искусство Пестования Жизни. Практика закладывания основы».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: