Инь Янь или Инь Ян? Разбираемся в сути

И все же, как правильно произносить и писать?

Правильнее было бы говорить «Инь и ян», поскольку этот вариант более точно соответствует китайскому произношению. Но в русском языке устоялся вариант слова «янь» с мягким знаком.

Принцип “Учения Инь и Ян”

Инь и Ян — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов — белого (Ян) и чёрного (Инь). В более древние времена, модель двух противоборствующих сил изображалась в виде сражающихся тигра и дракона. Прежде появления популярного сегодня рисунка с чёрно-белыми рыбками, существовали и другие чёрно-белые диаграммы с похожими рисунками в виде полусфер и квадратов внутри круга. Диаграмма с чёрно-белыми рыбками символизирует Великий предел — даосский философский термин.

В “Книге перемен” / “И цзин” Инь и Ян служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии Инь и Ян всё более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, чётного и нечётного и т.д.

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция Инь и Ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой “окончательной победы”, ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового.

Инь и ян: При чем тут Цигун и энергия Ци

Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь qì; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины. Чаще всего определяется как «пневма», «эфир», «воздух»[англ.], «дыхание», «энергия»[англ.], «жизненная сила»[англ.]. Ци выражает идею фундаментальной[4], континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции, которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению. Противоположным понятием является ли.

Принято выделять 3 смысловых уровня понятия — космологический (ци как универсальная субстанция вселенной), антропологический (ци как наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением) и психологический (ци как психический центр или «сердце» — синь, находящийся под влиянием воли и регулирующий чувство). Общим для всей китайской философии является рассмотрение ци как бескачественного первовещества («Великого начала»), соответствовавшего первой фазе развития вселенной. Дифференциация этого первовещества происходила в форме инь и ян, а также пяти элементов (у син).

Инь Ян в философии тайцзицюань

Философия, поддерживающая искусство тайцзицюань, пронизывающая его формы и боевые приемы – это теория Инь и Ян. В процессе тренировок по тайцзицюань мы обращаем внимание на уравновешенность Инь и Ян. Начинаем обучение со стояния столбом, чтобы почувствовать наполненность и пустоту, мягкое и твердое, а затем – гармонию Инь и Ян.

Понятие Инь и Ян

Согласно древнекитайской философии, большинство вещей имеют свою противоположность, пару, с которой они одновременно образуют единое целое. Эти пары – Инь и Ян – обладают разными характеристиками. Ян символизирует мужские, активные аспекты: сильное, агрессивное, быстрое. Инь представляет женские, пассивные аспекты: мягкое, расслабленное, медленное.

Идея Инь и Ян выражена в черно-белом символе-круге тайцзицюань, состоящем из черной рыбы с белой точкой и белой рыбы с черной точкой. То есть, Инь находится в Ян, и наоборот. Инь и Ян зарождаются друг в друге, представляют собой одно целое и должны быть уравновешены. Сбалансировать Инь с Ян – основная задача при обучении тайцзицюань.

Наполненное и пустое

В Тайцзицюань очень важно отличать наполненное от пустое. Например, если вес тела перенесен на правую ногу, то она наполнена, а левая нога – пустая. Рука, которую вы используете для нейтрализации и атаки противника, содержит больше энергии и является наполненной, а другая рука – пустой. Мы не двигаемся вперед или назад, чтобы сделать движение, а поворачиваемся в зоне поясницы, чтобы перенести вес и сменить наполненное на пустое, достичь гармонии Инь и Ян.

Уравновешивание направлений

Движения в тайцзицюань идут во всех 6 направлениях: вверх/вниз, влево/вправо, вперед/назад и нуждаются в балансе. Основной принцип уравновешивания заключается в том, чтобы части вашего тела двигались в противоположных направлениях. Например, когда одна часть тела движется влево, другая должна двигаться вправо. Обучение мы начинаем со стояния столбом, с помощью которого вы начинаете понимать, как уравновесить верх и низ. Затем уравновешиваем все 6 направлений и достигаем баланса Инь и Ян.

Легкое и тяжелое

Одна из основных характеристик тайцзицюань – это мягкость. В повседневной жизни мы часто напрягаемся и нередко используем физическую силу, потребляя много жизненной энергии. Таким образом, мы нарушаем циркуляцию ци, что негативно отражается на нашем здоровье. Поэтому в практике тайцзицюань очень важно расслабиться и тренироваться мягко, чтобы циркуляция ци улучшилась, а внутренняя сила – накапливалась.

При подобном расслаблении телу необходима структура, которая будет его поддерживать и уравновешивать. Это и есть та твердость, которая достигается за счет столбовой стойки, когда стопы устойчиво стоят на земле, ноги чуть согнуты в коленях, а макушка тянется вверх. В таком положении энергия ци и внутренняя сила от стоп будет перетекать в верхнюю часть тела.

Во время тренировок по тайцзицюань вы почувствуете, что ваше тело стало расслабленным и одновременно прочным. В результате расслабления вы приобретете легкость и быстроту в движениях, а за счет внутренней силы – наполненность и тяжесть. При этом мягкое и твердое, Инь и Ян будут уравновешены.

Покой в движении, движение в покое

Покой – это не только неподвижность тела, это также спокойствие разума, когда вы думаете ясно и готовы быстро и правильно реагировать на происходящее. Под движением подразумеваются как движения тела, так и работа разума и циркуляция энергии ци.

Виды:

– Покой в движении. Во время выполнения форм вы двигаетесь, но полностью сконцентрированы на своих движениях, разум при этом спокоен и внимателен для эффективного реагирования.
– Движение в покое. Когда вы неподвижны, вы все равно готовитесь к движению, чтобы быстро отреагировать. Во время стояния столбом ваше тело не двигается, внутри него течет энергия ци.

Отступление и нейтрализация

В технике тайцзицюань «толкающие руки» применяется тактика «прилипания» и следования за оппонентом вместо наступающей силы. Таким образом, вы одновременно и контактируете, и нейтрализуете противника. При этом вы отступаете, выполняя спиральные движения грудной клеткой и поясницей. Приклеивание к оппоненту позволяет вам почувствовать его слабые места и даже впитать его наступающую силу. В этом тоже есть Инь и Ян.

Способность ввести в практику теорию Инь и Ян улучшит ваше мастерство по тайцзицюань и даст массу преимуществ.