Даосизм

Взгляд на историю Даосизма: При чем тут Цигун и Даоинь?

Даоинь — это старое название Цигун. Цигун же в свою учеоедь – даосское искусство жизни.

Практика цигун, или искусство “пестования жизни” – самая сокровенная составляющая древних даосских практик. Согласно представлениям даосских мудрецов, весь мир является проявлением энергии и направленного действия Дао. Дао есть первопричина и исток всего сущего. Это та жизненная сила, которая пронизывает все Мироздание, делая возможным его существование и развитие. Человек – неотъемлемая часть Мира. И от рождения каждый из нас обладает частью этой универсальной жизненной энергии. Однако стрессы и нездоровый образ жизни приводят к истощению первоначальных запасов и ослаблению организма, болезням, преждевременному старению. Цигун – один из способов противостоять этому.

Практика цигун способствует развитию функций человеческого организма, «сохранению сердца и взращиванию природы человека через вскармливание великой ци», позволяет улучшить подвижность и гибкость суставов и позвоночника, работу капиллярного кровообращения, легких, укрепить внутренние органы, снять мышечное и психологическое напряжение, успокоить ум, стабилизировать эмоциональное состояние, повысить интенсивность энергообмена. В госпиталях Китая цигун назначается в профилактических и даже лечебных целях!

Занятия цигун в нашей школе включают:

практику столбового стояния “Чжанчжуан” (“столбовое стояние”);
техники даосского дыхания “Туна”;
комплекс Ицзингун, “Работа по изменению мышц и сухожилий”;
комплекс Нань шаолинь усин жоу шу, “мягкое искусство пяти первостихий южного шаолиньского монастыря”;
комплекс Бадуаньцзинь, “Восемь отрезов парчи”.

Цигун – важнейшая часть практики синъицюань и тайцзицюань. Управление собственными энергетическими ресурсами составляет важнейшую часть обучения воинскому искусству. Это позволяет бойцу перейти от использования физической силы к применению импульса, идущего изнутри тела. Старые мастера говорили: “Вовне совершенствуй мышцы, кости и кожу, внутри совершенствуй единое ци. Нельзя достичь совершенства, не усвоив формы, однако же непосвященные не ведают истока внутренней силы, а потому они только размахивают руками и ногами и не могут постичь сокровенный смысл воинского искусства”.

Система цигун

Ци (氣, qi) – это жизненная сила пронизывающее все во вселенной и дающая всему жизнь благодаря своим метаморфозам. Иероглиф ци 氣 состоит из двух частей: 气 – пар, газ и 米 – рис. Это указывает на нематериальную (разряженную) и материальную (концентрированную) природу ци. Ци можно перевести, как “жизненная энергия” или “жизненная сила”. В Школе мы избегаем словосочетания “энергия ци”, так как в китайской философии и медицине понятие “ци” шире, чем слово “энергия” в его обыденном понимании. Ци во вселенной обеспечивает непрерывность между грубыми материальными формами и тонкими нематериальными энергиями. Все явления во вселенной так или иначе сводятся к непрерывному процессу рассеивания и концентрации ци. В даосской традиции в книге Хуай Нань Цзи говорится: “Дао зарождается из Пустоты, Пустота породила Мир. Мир породил Ци. Чистое и светлое переместилось вверх и стало небом, а твердое и мутное стало землей”. Ци конденсируется и создает все живое. Ци является основой множества проявления жизни: огня и воды, скалы и воздуха, растений, животных и человека. В книги “Вопросы о простейшем” сказано: “Человек возникает из ци неба и ци земли”. Ци является корнем человека.

В теле человека множество видов ци. Ин ци существует внутри тела и питает его, а вэй ци циркулирует по поверхности тела и защищает его. Юань ци, изначальная ци, является основой всех энергий Инь и Ян организма. Гу ци – это первая стадия обработки поступающей в организм грубой пищи. Цзун ци получается при взаимодействии ци пиши с воздухом и питает сердце и легкие. Чжэнь ци (истинная ци) – это последняя стадия трансформации ци, она циркулирует по меридианам. Мы не наблюдаем движение ци по меридианам в своем теле каждый день, но знания о каналах 3000 лет используется Традиционной китайской медициной для иглоукалывания, прижигания и массажа по точкам. Когда мы занимаемся цигун мы также воздействуем на меридианы, но только без помощи иголок.

Согласно системе Традиционной Китайской Медицины в теле человека 12 основных парных меридианов и два непарных меридиана, которые относятся к системе инь и не входят в общий круг циркуляции энергии и не имеют поэтому определенной почасовой активности: Заднесрединный Меридиан (VG) и Переднесрединный Меридиан (VС).

История цигун

Правильно было бы вести историю цигун от появления в Китае медицины, которая воздействовала на биологически активные точки на теле человека. Эти точки находятся на меридианах, про которые мы уже много говорили. Первые иглы для иглоукалывания были каменными. Таким образом, история цигун, как часть медицины по предотвращению болезней и для реабилитации, насчитывает как минимум 3000 лет.

Само слово цигун достаточно молодое, появилось в 20 веке, и состоит из двух иероглифов. С иероглифом ци 氣 мы уже знакомы, а иероглиф гун 功 означает работу. Работа не означает управление, а скорее создание условий для течения ци. Управление энергией ци встречается в даосской алхимии, но современные мастера цигун никогда не говорят об управление. В Китае сказать, что ты умеешь управлять ци – это все равно, что сказать, что ты великий мастер цигун, но обычно действительно великие мастера очень скромные. Выражение “гонять ци” означает управлять жизнью и смертью, таких повелителей встречается мало.

Если слово цигун такое молодое, то как же называли цигун все эти 3000 лет истории? В разных регионах и разных традициях Китая цигун занимались и использовали его по разному. Наиболее близкое к цигун понятие это нейгун, хотя их нельзя путать, нейгун более широкое понятие. Шаолиньские монахи делали Ицзиньцзин, чтобы набраться сил для кунг-фу или восстановится после травм, фактически они занимались цигун, только называли эти занятия также, как и боевые, кунг-фу, не было четкого деления. Набивка тела или ладони, чтобы сделать их железными и использовать в бою как холодное оружие, также назывались кунг-фу. Однако из-за большого объема внутренней работы, умения расслабляться, эти занятия в последствии стали называть железный цигун.

В конфуцианской традиции были похожие на современный лечебный цигун практики для достижения долголетия и улучшения морали в ее конфуцианском понимании. Последователи Конфуция говорили, что хороший человек – это человек, у которого много ци. Про буддийскую и даосскую (дао инь) традиции мы уже говорили. Обучение проходило из уст в уста и письменные источники, относящиеся к цигун, – это трактаты по Традиционной Китайской Медицине. В 1973 году были найдены две очень важные книги об этой системе, они относятся ко временам династии Хань (200-е гг. до н. э.). Это «Схемы ведения и привлечения» и «Ци без питания зерном», они собраны в один сборник. Несмотря на то, что текст был поврежден, многое было переведено. В этом сборнике особое внимание уделялось тому, что в разные времена года питание энергией ци происходит по-разному и были описаны необходимые условия для каждого сезона.

В 1949 году Лю Гуйчжэнь (Liu Guizhen) ввел термин цигун. В 1958 году была издана книга Лю Гуйчжэня под названием «Практический курс цигунотерапии».. В годы Китайской культурной революции цигун, как часть старой китайской культуры, был под запретом. После 1976 года цигун стал напротив популяризироваться властями Китая, как китайская гимнастика. С этого времени начался взрывной рост популярности цигун не только в каждой провинции Китая, но и в США и Европе. В СССР приглашали врачей Традиционной Китайской Медицины и они пропагандировали не только лечение, но и профилактику. Так в России оказались наши друзья из династии Лин. Популярность сыграла с цигун злую шутку. В 90-е годы прошлого века в Китае и в мире появилось много мистических и псевдонаучных течений, которые использовали необычные эффекты и состояния практикующего цигун для того, чтобы увести практикующего дальше от реальности и заставить выполнять свои цели. Как правила такие течения привлекают последователей обещаниями развить супер-способности, путешествовать по прошлым жизням, открыть второе сердце и прочее. Все это далеко от оздоровительного цигун и, напротив, наносит прямой вред психике.

Даосизм: Познаем свой путь

Что такое Дао

Дао буквально переводится с китайского как «путь». Это высший закон мироустройства, по которому всё движется. Любая материальная вещь проходит свой путь от возникновения до исчезновения. В понимании китайских философов вечное действие или принцип творения обеспечивает единство и двойственность всех вещей.

Дао определяет существование всего от момента возникновения и до исчезновения. Всё подчиняется течению Дао и находится в непрерывном движении: вещи и люди, мысли и идеи, Луна и Солнце. Даже Вселенная имеет начало и когда-нибудь придёт к закономерному концу. И только китайский Дао вечен.

В конфуцианстве понятие Дао обозначает жизненный путь человека. Если он сможет его познать, то обретёт бессмертие. Встать на путь Дао и получить вечную жизнь можно лишь при соблюдении правил, относящихся к духовному и телесному уровням.

Согласно философии Дао, за душу каждого человека ведут борьбу светлые духи и злые демоны. Одни поступки подпитывают добрых духов, другие – злых демонов. Учение Дао предписывает, как именно следует себя вести, чтобы усиливать первых и ослаблять вторых.

Ключевые идеи этой философии изложены в трактате Лао-цзы «Дао дэ цзин», или «Книге о пути и добродетели». Имя автора можно перевести как «Старый младенец» или «Старый философ». Достоверных данных о его биографии не сохранилось.

Бóльшая часть записей представляет собой скорее мифы, чем реальные исторические факты. Например, рассказывается, что мать Лао-цзы забеременела, съев кусочек горного хрусталя. Сына же она родила спустя много десятилетий, из-за чего он и появился на свет, уже будучи стариком. Отсюда и столь необычное имя.

Из-за противоречивых фактов биографии многие современные исследователи сомневаются, что китайский философ вообще существовал. Есть версия, что «Дао дэ цзин» – коллективный труд нескольких авторов, а Лао-цзы – их общий псевдоним.

Основной смысл учения Дао можно свести к следующему: если, двигаясь к цели, ты затратил недостаточно усилий, то ты находишься на пути к ней. Просто продолжай работать дальше в её направлении. Если ты затратил больше усилий, чем требуется, то достигнешь прямо противоположного результата и «проскочишь» свою цель.

Лучший метод здесь – поспешать, не торопясь, соблюдать умеренность. Тогда энергия будет расходоваться равномерно и цель достигается.

Даосизм в Китае стал единственной религией, в которой бессмертия человек может достичь уже при жизни. Основное в даосизме – это Дэ, через который Дао проявляется в реальности. Речь про вариант существования материи, представляющий собой перетекание из одной формы в другую через путь Дао.

В рамках данного учения Дао Дэ или добродетель — это внутренняя сила, которая должна присутствовать у человека. Ему важно иметь сильный дух, чтобы продолжать идти вперёд к своей цели, или наоборот — позволять всему происходить самому по себе и наблюдать за этим, поддерживая закон общей гармонии.

Ещё одним важным элементом религии даосизм является У-вэй или недеяние. Это отказ от деятельности, которая может нарушить естественный ход событий.

«Когда человек дойдёт до неделания, то нет того, что бы не было сделано», — говорит Лао-цзы.

Именно через силу У-вэй Дао и проявляется человек. Суть состоит в том, что каждый из нас должен понимать, когда нужно действовать, а когда – нет. Эту идею в даосизме считают уместной даже при выборе стратегии руководства государством.

«Кто любит народ и управляет им, тот должен быть бездеятельным», «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», — пишет легендарный Лао-цзы. Он указывает на то, что идеальный руководитель — это тот, кто олицетворяет власть, вдохновляет народ и предотвращает смуты.

Тут важно понимать, что речь не про полное бездействие. У-вэй — это активность, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Согласно учению, бессмертия достигает не тот, кто пытается добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации и погружения во внутренний мир стремится вслушаться в самого себя и таким образом постичь ритм мироздания.

Учение даосизма — это возвращение к себе и своим корням через медитацию и принятие. Что же нам откроется на такой глубине? Разбираем законы мироздания, которые помогут встать на путь и увидеть главное.

Семь законов и принципов мироздания, чтобы обрести Дао

1. Закон двойственности

Жизнь состоит из противоположностей. В ней присутствуют рождение и смерть, любовь и ненависть, дружба и соперничество, встреча и расставание, радость и страдание. Иногда для того, чтобы понять что-то, нужно увидеть, узнать противоположность этого. Человек тоже противоречив. С одной стороны, в его жизни может быть стремление к стабильности, а с другой — желание что-то менять и постоянно двигаться вперёд из-за ощущения неудовлетворённости.

В мире дуальностей мы стремимся обрести утраченное единство с самим собой и самой жизнью.

Противоположности создают равновесие, а переход от одной крайности в другую выстраивают многообразие жизни. Одна крайность не может существовать без другой. Для того чтобы был свет, нужна темнота.

2. Закон зеркала

Другой человек – это наше зеркало. Он помогает нам увидеть в себе то, во что сами мы не хотим вглядываться.

Для того, кто не видит зло, не существует зла. Для того, кто не видит добра, не существует добра. То, что человек не хочет слышать, есть то, что ему важнее всего услышать на данном жизненном этапе. Если исправить в себе то, что раздражает в другом, судьба не будет больше посылать такое зеркало.

Человек, который избегает всего, что ему неприятно, лишает себя шанса изменить жизнь, упускает возможности для внутреннего роста.
3. Закон управления мыслями

В процессе общения с другими людьми мы склонны перенимать их настроение через «эмоциональное заражение». При этом в нашей психике одно переживание тянется за другим. Чему мы отдаём больше энергии, то и будет преобладать в нашей жизни.

Мысль, которая крутится в вашей голове, действует как магнит, притягивая себе подобные. Поэтому с одной беспокоящей идеей справиться легче, чем с роем навязчивых. Человеку сложно остановить поток своих негативных и непродуктивных мыслей, так как у него вырабатывается привычка думать определённым образом, переживать, волноваться, страдать или мечтать. Так он уходит от активного решения проблем.

4. Закон принятия и нейтральности

Сами по себе события ни плохи, ни хороши. Они нейтральны. Хорошими или плохим их делают наше восприятие и эмоциональная оценка. Жизнь ценна и прекрасна сама по себе. Нужно принимать её, радоваться и ценить всё, что нам даётся. Согласно учению Дао, важно довериться жизни, силе разума и велению сердца. Всё произойдёт так, как должно, даже если вы видели перспективы совершенно иначе.
5. Закон выбора

Наша жизнь состоит из выборов. Мы постоянно их делаем. Если человек решает не выбирать, отдавая эту опцию кому-то другому, это тоже выбор.

Мир полон возможностей и потерь. Принимая что-то одно, мы отказываемся от чего-то другого. Заходя в одну дверь, мы автоматически не попадаем в другую, так как не можем быть в двух местах одновременно. Каждый должен сам решить, что для него важнее.
6. Закон ошибочного пути

Если вы не планируете свой путь, не ставите цели, то можете оказаться где угодно или абсолютно нигде. Вы можете достичь всего или ничего. Чем дальше вы идёте по ошибочному пути, тем труднее будет вернуться на свой и найти себя.
7. Закон просьбы

Если ничего не просить, то ничего не получишь. Когда мы требуем что-то неопределённое и несформулированное, то и получаем что-то непонятное. Наша просьба притягивает и создаёт соответствующую реальность.

10 мудрых цитат легендарного Лао-цзы

Чтобы понять суть Дао, нужно прочесть «Дао дэ цзин». Если пока вы к этому не готовы, можно ограничиться избранными цитатами его создателя. Да, как мы уже говорили, учёные сомневаются в историчности личности Лао-цзы. Но, по сути, какая разница, кто именно это сказал… Важна суть. Эти слова могут стать для вас судьбоносными.

Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное.

Кто одинаково принимает и конец, и начало, освобождается от неуспеха в делах.

Умеющий управлять другими силён, но умеющий владеть собой ещё сильнее.

То, что сжимается, — расширяется; то, что ослабевает, — усиливается; то, что уничтожается, — восстанавливается.

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твёрдый предмет.

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

Лучший запор — тот, что не имеет замка, и его невозможно взломать. Лучшие узы — те, что не удерживаются ничем, и их нельзя разрубить.

Когда я освобождаюсь от того, кто я есть, я становлюсь тем, кем я могу быть.

Путь в тысячу ли начинается с первого шага.

Инь и ян в массы: зачем в Китае создана Всемирная федерация даосизма

В 1910 году в издательстве “Посредник” вышла книга “Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избранные Л.Н. Толстым”, с его же предисловием “Учение Лао-Тзе”. Великого русского писателя особенно привлекала идея древнекитайского философа, основателя даосизма Лао-цзы о недеянии (у вэй), которая сочеталась с его собственными представлениями о непротивлении.

Пусть книга “Дао Дэ цзин”, автором которой считается Лао-цзы, не у каждого служит настольным источником мудрых мыслей. Но вот найти человека, который никогда не слышал про силы инь и ян, не видел их графическое изображение — темного и светлого головастиков, заключенных в круг… И все же что мы знаем о даосизме, столь наглядно выразившем идею вечного единства и борьбы противоположностей?

Похоже, теперь сами даосы решили рассказать миру о своем учении — в Китае 24 сентября была учреждена Всемирная федерация даосизма.

О новой организации заявили на прошедшем близ Нанкина (провинция Цзянсу в Восточном Китае) 5-м Международном даосском форуме. Последователи и поклонники этого учения собрались в храмовом комплексе на вершине священной горы Маошань в тени статуи Лао-цзы. Лозунг, под которым проходило мероприятие, можно перевести как “Исповедуя нравственность дао, путешествовать со всем миром”. Впрочем, иероглифическое написание этого слогана можно трактовать по-разному.

Таково учение даосов, избегающее строгих дефиниций и жестких разграничений. Таково дао, подобное изменчивому потоку, который вечно струится, никогда не повторяя самого себя. Лао-цзы (VI–V века до н.э.) писал, что “дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао”. Форум был организован Китайской даосской ассоциацией и Китайской ассоциацией религиозно-культурных обменов, при участии даосских ассоциаций Гонконга, Макао и Тайваня. Среди учредителей — 52 даосские организации. А всего двухдневное мероприятие собрало более 500 представителей, экспертов и ученых из 39 стран и регионов.

У новой организации в первый же день работы форума появился и руководящий орган — Совет, председателем которого стал глава Китайской даосской ассоциации Ли Гуанфу.

Чем же намерены заниматься даосы во всемирно-историческом масштабе?

Даосизм на службе гуманизма и прогресса

В прошлом даосизму как-то не везло с официальными идеологиями. В Старом Китае его притесняли конфуцианцы, которые видели в нем угрозу государственной стабильности. И не зря: демократические начала даосизма нередко брали на вооружение народные движения вроде “Желтых повязок” (184–205 годы, восстание которого привело к краху могущественной династии Хань).

Пришедшие к власти в Китае в 1949 году коммунисты тоже не жаловали даосизм, в котором видели и грубые суеверия народа, и утонченное вольнодумство интеллектуалов. Однако в наступившую в конце 1970-х — начале 1980-х годов эпоху реформ даосизм, напротив, стал казаться воплощением глубинной, сугубо национальной культуры. К тому же учением о дао и его эманациях заинтересовались на Западе, он превратился в элемент “мягкой силы”, помогавшей формировать позитивный образ страны в глазах “заморских чертей”. Даосизм в комплекте с ушу и традиционной китайской медициной превратился в привлекательный внешнеполитический продукт. Благодаря кинематографу сложился образ “типичного” даоса — вечно прикладывающегося к бутылочке в форме тыквы-горлянки балагура, притом в совершенстве владеющего техникой “пьяного мастера” и изрекающего в нужный момент подходящие пословицы и поговорки.

В итоге Компартия благословила создание всемирной организации даосов. “Даосизм уходит корнями в плодородную почву китайской культуры, содержит богатство гуманистических идей, объединяет древнюю восточную мудрость, ее философские идеи о единстве неба и человека, даосизма и природы, нравственном стремлении к добру, подобному воде, и ценности мира и терпимости, единства и любви”, — говорится в приветствии, которое направил участникам форума член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) Ван Хунин. Он подчеркнул, что создание Всемирной федерации даосизма стало результатом общего желания международного даосского сообщества, и призвал даосов объединить усилия “для создания новых идей и решения общих проблем, стоящих сегодня перед развитием человеческого общества”.

Во время форума его участники, облаченные в черные, синие и белые одежды, с характерными даосскими головными уборами, как пишут китайские СМИ, “провели дискуссии о мудрости даосизма и исследовали современную ценность религии, стремясь внести свой вклад в даосскую мудрость для построения сообщества с общим будущим для человечества”.

Затронули они также использование новых медиа для распространения даосских идей, методы обмена опытом и подготовки кадров. Среди важных тем — наследование и инновации, пропаганда здорового образа жизни. Параллельно с форумом прошла выставка даосской культуры. Словом, все похоже на множество других корпоративных мероприятий. За исключением, пожалуй, итогового обряда совместного благословения мира.

Все мы немножко даосы

Хотя даосизм только сейчас решил, так сказать, выйти на всемирную тропу, его идеи и практики, действительно, давно известны в зарубежных странах. Кроме дуализма сил инь и ян, люди, интересующиеся нетрадиционными методами поддержания здоровья и бодрости духа, знают о цигуне — ментально-дыхательном комплексе упражнений, в основе которого — даосская теория о живительных частицах ци. Вся традиционная медицина Китая основывается на даосских представлениях о меридианах и энергетических точках человеческого тела. Одно из направлений даосизма — поиски способов продления жизни вплоть до обретения бессмертия.

Фэншуй — науку о том, как стать счастливым, переставив мебель в доме, — тоже практиковали даосы. Геоманты предсказывали судьбу, глядя на загадочные триграммы и гексаграммы “Ицзин” — “Книги Перемен”. В китайском ушу — воинском искусстве — множество приемов из психофизических практик даосов, хотя обычно вспоминают буддийский Шаолинь с его боевитыми монахами.

Даосами, кстати, были великий китайский поэт Ли Бо (701–762), художник У Даоцзы (680–740).

Даосизм учит жить в мире с собой и окружающей средой. Влияние даосского учения о гармонии человека и природы прослеживают в культовом фильме советского режиссера Андрея Тарковского “Солярис”, а в его же “Сталкере” звучит отрывок из “Дао Дэ цзин”: “Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок. Когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, и когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила — спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому что отвердело, то не победит”.

Многим знатокам парадоксальных суждений знакома притча даоса Чжуан-цзы о бабочке. “Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка, которая радуется, что достигла исполнения желаний, и которая не знает, что она Чжуан Чжоу”. Проснувшись, философ не может понять, ему ли приснился сон о бабочке, или это он сам — всего лишь сон бабочки…